Бухгалтерский учет подрядчика Версия для печати

Специализированные подрядные строительно-монтажные организации представляют собой один из субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Подрядчики при выполнении договоров на строительство формируют информацию по объектам бухгалтерского учета следующими показателями:

1) затратами по выполнению подрядных работ по объектам учета в отчетном периоде и с начала выполнения договора на строительство;

2) незавершенным производством в разрезе объектов учета, в том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство;

3) доходами, полученными от заказчиков за сданные им объекты, по договору на строительство;

4) финансовыми результатами по работам, выполненным по договору на строительство;

5) авансами, полученными от застройщиков в счет выполняемых работ.

Перечислим варианты ведения бухгалтерского учета у подрядчика. Своевременное проведение аудита позволит избежать множества проблем.

1) когда формирование затрат складывается по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения (окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику).Бухгалтерский аудит позволит выявить ошибки и исправить их.

2) когда затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата до сдачи заказчику объекта строительства в целом могут учитываться в составе незавершенного производства по договорной стоимости.Финансовый аудит позволит по новому оценить статьи расходов.

Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство. Затраты формируются по объектам учета, в период с начала действия договора на строительство до времени его завершения, то есть до окончательного расчета по законченному объекту строительства и сдачи его застройщику. Затраты, произведенные на производство работ, учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата – как авансы, полученные до полного завершения работ по договору на объекте строительства. Для формирования информации о затратах организации на выполнение строительно-монтажных работ предусмотрено применение счетов 20 – 29 бухгалтерского учета.

Счет 20 «Основное производство» используется для учета затрат по выполнению строительно-монтажных работ. По дебету этого счета отражаются прямые расходы организации в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:

счет 10 «Материалы» – на стоимость материалов, конструкций и изделий, использованных при производстве работ;

счет 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость услуг, оказанных собственными подсобно-вспомогательными производствами организации;

счет 25 «Общепроизводственные расходы» – на стоимость расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы по оплате труда рабочих, занятых на СМР;

счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость услуг, связанных с производством работ, и др.

Косвенные (накладные) расходы, связанные с управлением и обслуживанием строительного производства, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» или на счет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» в зависимости от выбранной учетной политики.

Потери от брака во время производства работ, а также затраты по устранению недостатков, обнаруженных в течение периода гарантийной эксплуатации объекта, списываются со счета 28 «Брак в производстве».

При ведении счета 20 «Основное производство» к нему открываются соответствующие субсчета, и стоимость работ, выполненных субподрядными организациями, учитывается на отдельном субсчете счета 20 «Основное производство».

Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для учета затрат подсобно-вспомогательных производств, состоящих на балансе организации, обеспечивающих:

1) обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, газом, воздухом и др.);

2) транспортное обслуживание;

3) ремонт строительных машин и механизмов и других основных средств;

4) изготовление строительных деталей, конструкций, отдельных видов строительных материалов (бетона, раствора и др.);

5) добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг основному производству организации. По кредиту данного счета отражаются суммы фактической себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных основному производству услуг.